Стр. 40 - RACEMAG #6

Упрощенная HTML-версия

40 WWW.RACEMAG.RU
Понятие «Супербайк» родилось почти
одновременно в Австралии и США в 70-х.
Тогда это были «гонки по уикендам», где мог
принять участие любой желающий. Там, сям
на гоночных треках, которые росли как грибы,
стали проходить более-менее регулярные
соревнования. Старейшим, положившим начало
американской серии, стала 200-мильная гонка на
выносливость Daytona 200, которую с 1961 года
стали проводить на специально построенном
3-километровом автодроме Daytona International
Circuit. До того гонку устраивали прямо на пляже
в Дайтона Бич. Американская Мотоциклетная
Ассоциация (AMA) объединила разрозренные
серии в одну в 1976 и назвали Production
Superbike Champhionship. Вперед ее двигали
производители и местные дилеры. Австралийцы
после этого еще несколько лет не решались
на объединение, многочисленные уикенды
проводились на призы местных промоутеров и
мотосалонов. Главным принципом всегда был
«выиграй гонку сегодня, продай [мотоцикл]
завтра!» и он действительно работал: пока не
существовало каких-либо систем промоушна
и рекламы техники, результаты гонок были
самыми красноречивыми доказательствами
качества того или иного байка.
Первым победителем AMA Superbike стал Рэг
Придмор на BMW R90S, принадлежавшем
торговой компании Butler & Smith Trading Inc.
Согласно рассказу одного из сотрудников этой
фирмы, тогда «гонщики больше походили на
бельгийских полицейских или австралийских
байкеров, чем на спортсменов». Многие
выступали на 100% стоковых мотоциклах,
а одевали простые дорожные кожанки.
Ситуацию изменили братья Росс и Ральф
Ханна: новозеландцы построили первый
«сверхмотоцикл» (если дословно переводить
слово «superbike»), то есть «прокачали» серийную
«хонду» и подготовили ее к гонкам, сняв много
лишних деталей и установив множество новых,
тюнинговых.
В отличие от GP, в Superbike ставка всегда была
на серийно производящиеся 4Т машины с
двигателями от 750 до 1200 куб.см. Множество
различных мотоциклов прошли через жернова
серийных гонок, а когда начался «моторный
бум», немецкие, американские и британские
марки уступили позиции итальянцам и японцам.
Kawasaki, BMW, Ducati и Moto Guzzi были
особенно сильны в первые годы.
Благодаря итальянцам, в начале 80-х и в Европе
люди узнали, что такое Superbike. Франческо
«Чикко» Коста (отец основателя Мобильной
Клиники доктора Клаудио Косты) с друзьями,
также энтузиастами мотогонок, организовал и
провел первые 200-мильные гонки в Имоле,
по образу и подобию дайтоновских уикендов.
Стартовавшая в 1981 Imola 200 Miles получила
широкую известность за пределами страны.
Приглашенные звезды из Британии, Австралии
и Соединенных Штатов, такие как Уэйнн
Рейни, Фред Меркель, Кевин Шванц, Джон
Косински, Бабба Шуберт и другие не гнушались
пересаживаться с прототипов на серийные
машины, именно они сделали их популярными
и востребованными. В Европе появились
свои пилоты, которые благодаря общению с
заокеанскими коллегами, сумели попасть в AMA
Superbike и ASBK и вернулись с багажом знаний,
«как это делают там». К 1987 году назрела
необходимость собственного чемпионата. Хотя в
Италии, Германии, Австрии, Швейцарии и других
странах существовали национальные серии
для заводских и гранприйных машин, именно
итальянцы смогли объединить лучших гонщиков
этих стран под своими знаменами.
Пробным чемпионатом стал Trofeo Superbike,
проведенный при поддержке Итальянской
Мотофедерации. Заезды прошли в двух
категориях – Sport (для тюнингованных
мотоциклов) и Production (для мото без
изменений). Они стали базой для классов
Superbike и Superstock-1000 первого
международного кубкового соревнования, под
которым в 1988 свою визу впервые поставили
чиновники FIM (Международной Мотоцилетной
Федерации). Серия прошла в девять этапов:
шесть в Европе, по одному в Японии, Новой
Зеландии и Австралии. Самым интересным стало
то, что организатор серии – Италия не стала
участвовать в «трофее», не приняла у себя ни
одного европейского этапа, чтобы не создавать
конкуренции на внутреннем рынке!
Американец Фред Меркель, выступавший за
Team Rumi на Honda VFR RC30 выиграл две гонки
и по итогам серии стал чемпионом. Ближайшим
преследователем и вице-чемпионом вышел
бывший кроссмен, «человек Yamaha» Фабрицио
Пировано (Yamaha FZR750). Первую гонку серии
выиграл Давиде Тардоцци – да, тот самый
Тардоцци, который впоследствии много лет
бессменно руководил заводской командой Ducati
и BMW Motorrad. Тогда он выступал на Bimota
YB4. Первую победу в гонках нового чемпионата
на Ducati 851 одержал Марко Луккинелли. Там
же начал свою карьеру незабвенный Мик Дуэйн.
ЮБИЛЕЙ
25 лет
WorldSBK