Стр. 38 - RACEMAG #8/2012

Упрощенная HTML-версия

Путеводитель
ХорватияиЧерногория: Pro&Contra
Pro.
На Адриатическое побережье Юго-восточной Европы, как
принято называть эти места, едут, прежде всего, отдыхать.
Природа, погода, кухня, море, дороги и близкий к русскому
менталитет местных жителей – главные преимущества этой
части континента.
Contra
. Зачастую автолюбители, особенно в Черногории,
слишком расслаблены и на дороге не концентрируются на
вождении. Так что глядеть надо в оба!
Эта часть Европы всегда была на границе культур. С востока Балканы
подпирала Османская империя, несущая мощный масульманский
заряд, с запада – Римская с католицизмом, а в центре всегда обитали
православные христиане. Сегодня все три культуры уживаются между собой
на берегу теплого и дружелюбного моря очень комфортно, но соблюдая
четкие рамки, которые чувствуются, стоит проехать с востока на запад по
главной приморской магистрали – Jadranski put, связывающей все страны
побережья, включая Боснию.
Отправиться, для начала, стоит на юго-восток Черногории, посетить
курортно-рыбацкий Ульцинь и обязательно попробовать пойманную при
вас же и приготовленную на углях дорадо или сибаса. Оттуда двинуть стопы
на север, где всего в 50 км раскинулось Скадарское озеро и великолепный
нацпарк – рай для эндуриста. На равном удалении от него – морской порт
Бар, связывающий страну с итальянским Бари сетью круизных и паромных
маршрутов, курорт Петровац и тусовочная Подгорица. Если ехать на север,
в сторону Сербии, можно за день увидеть самую разнообразную природу.
Национальный Парк Дурмитор – это «будто побывал на всех четырех
континентах»: от американских каньонов и альпийских лугов с водопадами
до среднерусских равнин с березками. Особенно прекрасен парк в мае,
в период бурного цветения. Об этом поговорим в другой раз. Летом
мотоциклисты чаще едут дальше на юго-восток, через Албанию – в Грецию.
Но мы едем в противоположную сторону, чтобы попасть в Италию.
Маршрут вокруг Которского залива (от Тивата на восток, далее через Котор
и по единственному шоссе Е65, опоясывающему весь залив) – это особое
удовольствие от неспешной, размеренной поездки на скорости 60-80 км/ч.
Для тех, кто не хочет тратить 40-60 минут времени на объезд, есть короткий
путь – паром из Тивата, связывающий два берега в самом узком месте.
Путь на запад проходит через множество небольших населенных пунктов,
где легко найти комнату, перекусить, заправиться и отдохнуть (море –
под боком). Через Герцег-Нови попадаем на шоссе номер 8, идущее на
Дубровник. Между Черногорией и Хорватией полноценный контрольно-
пропускной пункт с проверкой документов, виз и тому подобного. Въезд
в Черногорию безвизовый. Безвизовый режим для россиян действует и в
Хорватии, но только с мая по октябрь, в остальное время требуется ваучер
и/или бронь отеля. Эти документы могут спросить в любом случае, но если
вы движетесь через страну транзитом, можно и так.
Качество дорог заметно улучшается, чем дальше попадаешь на запад, в
Хорватию. К 2011 году Евросоюз вложил немалые средства в постройку
новых автострад в центральной части этой страны, так что перемещение
из центральных регионов к наиболее туристически развитым – южным
теперь занимает меньше времени. Но такие поездки вряд ли доставят
удовольствие мотоциклисту: уровень сервиса на автострадах восточной
Хорватии низкий. Автозаправочные комплексы встречаются так редко, что
есть шанс высохнуть где-то между ними и остаться совсем без поддержки
(местами на протяжении A1 даже мобильная связь отсутствует). Чем
западней, тем больше сервиса. В районе Риеки, а также центральном –
близ Загреба - все «как в Европе». Куда интересней путешествовать не
внутри страны, «с ветерком», а по побережью, наслаждаясь видами и
низким трафиком. Сказка начинается практически сразу, за Дубровником.
Проехав границу с Боснией (порядка 15 км), возвращаемся в Хорватию.
Накатавшись в свое удовольствие, не доезжая Плоче, можно сделать
выбор: продолжать движение по приморскому шоссе или свернуть на
северо-запад и выехать на автостраду А1. Чтобы попасть на автостраду,
придется здорово попетлять по горной местности. Но это все равно
сэкономит время, если нужно достичь Сплита, Задара или Риеки в
определенный момент, например, чтобы не опоздать на паром в Италию.
От Риеки до Триеста (ближайшего крупного города Италии) – рукой подать,
но придется проехать через Словению, которая давно входит в Евросоюз.
Там уже нужна шенгенская виза. От Триеста до Венеции – всего пара часов
по скоростной автостраде или три часа вдоль нее по бесплатному шоссе
с трафиком и тракторами, зато по берегу моря! Итальянский трафик и
загруженность дорог не в пример балканским…
Освоить маршруты адриатического побережья Балкан
поможет
Chernogora.ru
38 WWW.RACEMAG.RU